05.09.2016

нет сдачи на кассе=проблемы продавца

Здравствуйте, Кристина! Недавно у меня была такая ситуация. Я зашел в один из автомобильных магазинов, для того, чтобы купить масло и фильтр для машины. В наличии интересующий меня товар был, однако при покупке продавец сказал, что у него нет сдачи с моей пятитысячной купюры. Я сказал, что подожду, пока продавец разменяет, однако, на удивление, он сказал мне ехать в другой магазин. Я ответил, что не собираюсь куда-то ехать, поскольку товар есть в наличии и отсутствие сдачи, является не моей проблемой. Между мной и продавцом произошел словесный конфликт. Под конец нашего диалога, продавец вообще сказал, что поскольку моя пятитысячная купюра имеет повреждения (она была немного порвана с одной стороны), он не имеет право принимать у меня такую купюру в качестве оплаты товара. Я считаю, что продавец нарушил мои права на покупку товара. Так – ли это? 

Нет сдачи за товар - проблема продавца...

С ситуацией, когда на кассе отказываются продать товар из-за отсутствия сдачи, сталкивался, наверное, каждый. В таких случаях нередко кассир просит покупателя разменять крупную купюру, а после вернуться и оплатить товар. Такая просьба противоречит закону. Если кто и должен бежать за разменом, так это директор магазина, так как именно руководитель отвечает за то, чтобы снабдить кассиров достаточным количеством мелочи для расчетов, о чем прямо говорится в правилах эксплуатации кассовых аппаратов при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов РФ 30 августа 1993 г. N 104.

Кроме того, не стоит забывать, что договор купли-продажи является публичным, и отказ от его заключения со стороны коммерческой организации, если есть возможность продать товар или предоставить услугу, не допускается (ст. 426 ГК РФ). Отсутствие мелочи причиной отказа заключить договор считаться не может.

Закон дает право потребителю в судебном порядке принудить коммерческую организацию заключить публичный договор. Но очевидно, что в суд из-за отсутствия мелочи на кассе никто не пойдет. Однако напомнить кассиру о возможной записи в книге жалоб и предложений будет не лишним. Сдача может быстро найтись в соседней кассе или в бухгалтерии предприятия.

Что делать, если кассир не принимает рваную купюру?

Не менее распространенная ситуация - отказ продавца принять к расчету рваную, грязную или мятую купюру. Чтобы определить ее платежеспособность необходимо обратиться к Указаниям Банка России от 26 декабря 2006 г. N 1778-У, в которых говорится, что к наличному обороту принимаются банкноты со следующим перечнем дефектов: грязные, изношенные, надорванные, потертые, продырявленные, проколотые, исписанные, а также банкноты, утратившие углы и края, с пятнами и следами посторонних штампов . Монеты могут иметь мелкие механические повреждения.

В случае более сильных повреждений расплатиться купюрой будет нельзя, зато можно обменять в банке на новую. Главное, чтобы на ней не было признаком подделки.

Банк примет купюру для обмена, если она сохранила не менее 55% площади, пусть даже эти 55% состоят из склеенных фрагментов, но безусловно принадлежащих одной купюре.

Обменять можно и купюру, склеенную из двух фрагментов разных купюр одного номинала - для этого каждый фрагмент должен занимать не менее 50% первоначальной площади.

Чтобы обменять в банке монету (даже сплющенную, погнутую и оплавленную), она должна сохранить 75% первоначальной массы.