16.09.2015

Добрый вечер, Кристина Игоревна. Подскажите пожалуйста, как мне поступить в моей ситуации. Два дня назад, в магазине <данные изъяты>, расположенном на ул. 3-го Интернационала, я купила мобильный телефон САМСУНГ. В день покупки я вместе с менеджером сагазина осмотрел его, все было на первый взгляд исправно. Вчера я обнаружил, что кнопка выключения телефона просто не работает ( она как бы залипает). Сегодня я пришел в этот магазин и попросил обменять этот телефон на такую же модел. Продавец сказал мне, что таких моделей больше нет. Тогда я попросил вернуть мне деньги за указанный телефон, но что менеджер мне пояснил, что забрать телефон и вернуть мне деньги он не может, так как моя покупка является технически сложным товаром и возврату не подлежит. Я сказал, что вы мне подсунули брачный товар и обязаны его вернуть. Мы стали ругаться, после чего менеджер предложил мне провести какую-то экспертизу, якобы, по чьей вине сломался телефон. Я согласился. Продавец забрал у меня телефон и сказал, что свяжется со мной через месяц когда будут готовы результаты экспертизы. Деньги мне так и не отдал. Что мне делать в этом случае? Мама сказала, что нужно обращаться в суд.

 

Как вернуть неисправный мобильный телефон в магазин?

 

Перечень технически сложных товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 N 924. Он включает в себя оборудование беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями. Однако судебная практика признает любые мобильные телефоны технически сложными товарами, независимо от того – есть ли там сенсорный экран, навигация и т.д.

Какие недостатки могут быть причиной возврата?

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей», технически сложный товар может быть возвращен в течение 15 дней со дня приобретения при наличии недостатка и по прошествии этого срока, если обнаружен существенный недостаток или нарушены сроки их устранения (45 дней). При обнаружении недостатка в течении 15 дней необходимо составить письменную претензию в двух экземплярах на имя продавца (директора магазина) с указанием ФИО и адреса заявителя, серийного номера и выявленных недостатков товара, а также одного из четырех требований, предусмотренных ст. 18 ЗОЗПП:

  • расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченные деньги;

  • заменить на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с перерасчетом цены;

  • соразмерно уменьшить покупную цену (обычно предъявляется в случае выявления бракованных деталей или в подобной ситуации);

  • требование незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара.

На экземпляре заявителя продавец должен сделать отметку о вручении ему претензии. После этого в течение 20 дней должна быть проведена экспертиза. Заявитель может присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами имеет право обратиться в суд.

Кроме того, не стоит забывать, что в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» на время ремонта товаров длительного пользования продавец обязан безвозмездно предоставить в пользование аналогичный товар, если такое требование заявлено покупателем. Требование должно быть удовлетворено в течение 3 дней, при этом доставка осуществляется за счет продавца.

Сложившаяся судебная практика по спорам потребителей в отношении технически сложных товаров показывает, что в каждом конкретном случае суд устанавливает, является ли недостаток существенным. При этом суды определяют понятие «существенный недостаток» в соответствии с ЗОЗПП и разъяснениями, которые даны в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 от 28 июня 2012 года.

Существенными могут быть признаны следующие недостатки:

  • недостатки, которые не могут быть устранены или возникают вновь после устранения;

  • недостатки, стоимость устранения которых приближена к стоимости товара;

  • недостатки, которые нельзя устранить в течение 45 дней;

  • неоднократно выявленные недостатки;

Какие требования может предъявить потребитель в суде?

Если спор не удалось решить в претензионном порядке, то потребителю придется обращаться с иском в суд, где он также может потребовать возместить моральный вред и судебные расходы, взыскать неустойку за неудовлетворение требований в установленные законом сроки (ст. 23,28 ЗОЗПП) и штраф в размере 50% от присужденных сумм в пользу потребителя – если потребитель обращался с претензией, но добровольно его требования удовлетворены не были (п. 6 ст. 13 ЗОЗПП).